Пятница, 2024-04-19
МБДОУ ДСКВ №29 г.Ейска МО Ейский район
Добро пожаловать!
Меню сайта
Категории раздела
Советы учителя-логопеда [4]
Статьи учителей-логопедов нашего ДОУ
Страничка музыкального руководителя [3]
Страничка старшего воспитателя [3]
Год Волонтёра [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приобщение детей к народным традициям Кубани.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.
Кубанские праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.
Народные традиции Кубани способствуют выработке культурного наследия кубанского народа. Приобщение детей к кубанским традициям, следует отметить важную особенность. Характерной чертой кубанских традиций, как и всей культуры, является ее двусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важной составной частью современной русской культуры и находят широкое отражение в традициях Кубани. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством.

Важнейшие на Кубани языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворением природных сил запечатлена русским народом в старинных обрядах и обычаях. Кубанские традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляциисвоей деятельности.
Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного дома. К кубанским традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания используются все компоненты кубанской культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они открывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений: отражают мировоззрение человека через придания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Кубанские игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. Например, разнообразие игры в прятки - отражение старинных приемов воспитания детей, когда существовали своеобразие школы подготовки к боям, охоте. В кубанских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора - старшее поколение пользовалось «тайным счетом» вследствие существовавших запретов считать куриные яйца, гусей во время перелета в охоте и домашнем хозяйстве.
Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Кубанские игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Кубанские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

 

Пчелушки,
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые, сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

 

Так, проговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор меда пчелами. Слово, соединенное с музыкой и движениями, обладало еще большей силой. Поэтому огромную роль в традициях Кубани играли песня, музыкальный инструмент, пляски, притопывания.
Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождающие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Исследователи отмечают, что применяемые, игра слов, внутренние рифмы, которыми так богаты приметы, пословицы, загадки, приговорки, сделали бы честь любому поэту.
С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные кубанские песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкальный лад.
Ни в одном другом жанре фольклора кубанская жизнь отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, физического, эстетического, нравственного, трудового, семейного воспитания.
Таким образом, кубанские традиции народов включали в себя укорененные в национальном сознании идеи, свойственные ему переживания, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в кубанских праздниках.
Каждый праздник на Кубани сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Многие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например: Святки, праздник Ивана Купалы.
Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле. Под музыку гармони водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
7 января - Рождество Христово. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага в праздник семьи. Вечер накануне Рождества назывался сочельник. Перед праздником хату тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, а потом начиналось святочное веселье. Год начинался с обряда колядования. Коляда - это заклинательное песня. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующие получали что- либо из съестного, или деньги. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с удовольствием выслушивала колядки:

Сею, вею, посеваю
С новым годом поздравляю.
Тох - тох, тарарах,
Жито пшеницы
Великому пашнецу.
Уродись у вас пшеничка, и горох и чечевичка.
На столе всегда пирог.
Сею, вею, посеваю
С Новым годом поздравляю
Счастье движется горой.
Урожая воз большой.

По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водились хороводы, звучали песни. Принято было во время Святок гадать. В Новый год по первому дню года старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

 

Категория: Страничка старшего воспитателя | Добавил: mdou29yeisk (2018-02-20)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Проекты года
Нац. проекты
Против коррупции
Оценка качества

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
uCoz